Конфликтология, саморегуляция, переговоры: современные практики

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ.

1.1 Пояснительная записка

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Конфликтология, саморегуляция, переговоры: современные практики»  разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(ред. от 11.06.2022);
  • Федеральным законом Российской Федерации от 04.05.2011 № 99–ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями и дополнениями) Редакция с изменениями № 170-ФЗ от 11.06.2021, № 490-ФЗ от 30.12.2021;
  • Постановлением Правительства Российской Федерации № 1490 от 18.09.2020 «О лицензировании образовательной деятельности» (с изменениями и дополнениями) Редакция с изменениями N 2124 от 30.11.2021;
  • Распоряжением министерства образования и науки Самарской области от 22.02.2022 № 178-р «Об утверждении форм заявлений, справок и сведений, предоставляемых соискателями лицензий и лицензиатами в министерство образования и науки Самарской области в процессе лицензирования образовательной деятельности».

 

Актуальность. Современная психологическая наука постоянно развивается, предлагая практикующим специалистам новые научно-обоснованные методы работы. Повышение квалификации в области конфликтологии и саморегуляции продолжает быть актуальным для психологов и специалистов помогающих профессий, сталкивающихся с конфликтами в разных группах населения. Компетентность в сфере стратегий и техник переговорных процессов, овладение методами саморегуляции позволяет профессиональным психологам работать с другими специалистами помогающих профессий, обучать лидерским навыкам, навыкам помощи самим себе.

Повышение квалификации в узкой профессиональной области делает специалиста точным, успешным и эффективным. Расширение методов работы, знакомство с новым пониманием тех или иных проблем психологической практики, позволяет специалисту быть более гибким, снижать риски, связанные с профессиональным выгоранием и профессиональными деформациями.

Поиск и освоение инновационных подходов в психологической работе позволяет увеличивать профессиональное долголетие специалиста.

 

  • Цель, задачи и планируемые результаты реализации ДПП

          Целью освоения программы является повышение компетентности слушателей в вопросах использования в психологической практике современных методов.

            Задачи ДПП: освоение слушателями профессиональных компетенций или их совершенствование в рамках соответствующих модулей.

 

Категория работника

Вид профессиональной деятельности

Профессиональные компетенции (ПК) -готовность к выполнению трудовых действий в разрезе видов профессиональной  деятельности

Психологи, педагоги-психологи, социальные работники, руководители учреждений, заместители руководителей,

методисты образовательных учреждений.

Сотрудники образовательных организаций, учреждений социальной сферы, психологических служб

Способен к ведению консультационной практики, групповой работы со специалистами помогающих профессий, родителями, детьми разного возраста.

 

Планируемые результаты освоения ДПП:

- освоение слушателями знаний о формах, методах и техниках саморегуляции в ситуации профессиональной деятельности и ведения переговорных процессов, причинах, типах, способах разрешения конфликтов;

- развитие умений и навыков психолого-педагогической диагностики, ведения переговоров, разрешения конфликтов в профессиональной сфере;

- формирование способности к анализу конфликтных ситуаций, обсуждению причин конфликтов с конфликтующими сторонами; способности к саморегуляции в эмоциогенных ситуациях; профилактике эмоционального выгорания в профессиональной среде..

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
    • Учебный план

 

Наименование разделов, дисциплин

Общая трудоемкость, ч

Всего ауд., ч

Аудиторные занятия, ч

СРС, в т.ч. КСР, ч

Форма контроля

Лекции

Лабораторные работы

Практические и семинарские занятия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.                

Конфликтология. Причины и типы конфликтов

6

 

 

6

2

-

4

 

 

-

 

 

-

2.                

Современные технологии разрешения конфликтов

6

 

 

6

 

 

-

-

6

 

 

-

 

 

-

3.                

Социальная психология переговорного процесса

4

 

 

 

4

 

2

-

2

 

 

 

-

 

 

 

-

4.                

Техники ведения переговоров. Медиация

6

 

 

6

-

-

6

 

 

-

 

круглый стол

5.                

Современные техники саморегуляции

 

10

 

 

10

-

-

10

 

 

-

 

 

-

 

 

Итоговая аттестация

2

2

-

-

-

2

Собеседование

 

Итого:

36

36

4

-

30

2

 

 

Учебно-тематический  план

 

Наименование разделов, дисциплин

Общая трудоемкость, ч

Всего ауд., ч

Аудиторные занятия, ч

СРС, в т.ч. КСР, ч

Форма контроля

Лекции

Лабораторные работы

Практические и семинарские занятия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.       

Конфликтология. Причины и типы конфликтов

- Детско-родительские конфликты

- Супружеские конфликты

- Символодрама в разрешении конфликтов

6

 

 

 

 

 

 

6

2

-

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

2.                

Современные технологии разрешения конфликтов

- Тренинг развития здоровой эмпатии

 

-  Игра-тренинг «Ситуация»

- Неразговорная психотерапия

 

6

 

 

 

 

6

 

 

 

 

-

-

6

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

-

3.                

Социальная психология переговорного процесса

- Ведение переговоров в семье «Семья внутри меня»

- Нетворкинг – способы организации.

4

 

 

 

 

 

 

4

 

2

-

2

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

-

4.                

Техники ведения переговоров. Медиация

-Тренинг-игра «Говори или проиграешь»

- Переговоры с конфликтующим

Ферзем

- Развитие эмоциональной эффективности в переговорах

6

 

 

 

 

 

 

 

 

6

-

-

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

круглый стол

5.                

Современные техники саморегуляции

-Способы снижения тревоги

- Работа с кризисом "Путь"

- Как отпустить ситуацию и не переживать

- Терапевтическое действие йоги

- Гвоздестояние

10

 

 

 

 

 

10

-

-

10

 

 

 

-

 

 

 

-

 

Итоговая аттестация

2

2

-

-

-

-

Собеседование

 

Итого:

36

36

4

-

30

2

 

 

  • Рабочая программа дисциплины

 

Модуль 1. Конфликтология. Причины и типы конфликтов. Количество часов – 6 (в том числе лекций – 2, практических занятий – 4).

Тема 1.1 Детско-родительские конфликты.

Тема 1.2 Супружеские конфликты.

Тема 1.3 Символдрама в разрешении конфликтов.

Модуль 2. Современные технологии разрешения конфликтов Количество часов – 6 (практических занятий – 6).

Тема 2.1 Тренинг развития здоровой эмпатии

Тема 2.2  Игра-тренинг «Ситуация»

Тема 2.3. Неразговорная психотерапия.

Модуль 3. Социальная психология переговорного процесса Количество часов – 4 (в том числе лекций – 2, практических занятий – 2).

Тема 3.1 Ведение переговоров в семье «Семья внутри меня»

Тема 3.2 Нетворкинг – способы организации.

Модуль 4. Техники ведения переговоров. Медиация

Количество часов – 6 (в том числе лекций – 0, практических занятий – 6).

Тема 4.1 Тренинг-игра «Говори или проиграешь»

Тема 4.2 Переговоры с конфликтующим ферзем

Тема 4.3 Развитие эмоциональной эффективности в переговорах

Модуль 5. Современные техники саморегуляции

Количество часов – 10 (в том числе самостоятельной работы слушателей – 4).

Тема 5.1 Способы снижения тревоги

Тема 5.2 Работа с кризисом "Путь"

Тема 5.3 Как отпустить ситуацию и не переживать

Тема 5.4 Терапевтическое действие йоги

Тема 5.5 Гвоздестояние – как способ саморегуляции

 

Программа направлена на освоение новых профессиональных компетенций: способности к ведению переговоров, разрешению конфликтов в разных типах отношений (детско-родительских, супружеских, организационных, профессиональных) и способности к ведению профилактической работы по саморегуляции в эмоциогенных ситуациях.

По всем модулям программы предусмотрено проведение лекционных и практических семинарских занятий. По модулю «Техники ведения переговоров. Медиация» в качестве промежуточной аттестации предусмотрено проведение зачета в форме круглого стола.

 

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Программа рассчитана на специалистов, работающих в сфере человек-человек. К освоению дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Конфликтология, саморегуляция, переговоры: современные практики» допуска­ются лица, имеющие среднее специальное или высшее образование и являющиеся сотрудниками образовательных организаций, учреждений социальной сферы, других организаций, занимающихся предоставлением услуг помощи населению.

Обучение по образовательной программе осуществляется в очной форме обучения без  применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Трудоемкость образовательной программы составляет 36 часов. Максимальная учебная нагрузка не более 36 часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателей.

Трудоёмкость настоящей образовательной программы включает все виды учебной работы слушателей (лекции, практические занятия), а также время, отводимое на текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию.

Обучение по образовательной программе ведется на русском языке.

 

3.1 Календарный учебный график

№ п.п.

Наименование учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)

Количество часов

Период обучения/недели

1.

Конфликтология. Причины и типы конфликтов

6

1-я неделя обучения

2.

Современные технологии разрешения конфликтов

6

1-я неделя обучения

3.

Социальная психология переговорного процесса

4

1-я неделя обучения

4.

Техники ведения переговоров. Медиация

6

1-я неделя обучения

5.

Современные техники саморегуляции

 

10

1-я неделя обучения

6.

Итоговая аттестация

2

1-я неделя обучения

 

Всего:

36

 

 

3.2 Материально-технические условия реализации ДПП

 

Наименование специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий

Вид занятий

Оборудование, инвентарь, программное обеспечение

Аудитория

 

Лекции, практические занятия

столы, стулья, ноутбук, программа пакета Windows, флипчарт

 

 

 

Федеральные образовательные ресурсы:

  1. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru.
  2. Федеральный центр информационно-образовательный ресурсов http://fcior.edu.ru.
  3. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru.
  4. Естественнонаучный образовательный портал http://en.edu.ru.
  5. Информационно-коммуникационные технологии в образовании http://ict.edu.ru.
  6. Российский портал открытого образования http://openet.edu.ru.

Специализированные сайты:

  1. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет http://katalog.iot.ru
  2. Информационно-аналитический комплекс «Образование России» http://atlas.iot.ru
  3. Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов http://ndce.edu.ru

Электронные библиотеки:

  1. http://knigosite.ru/ – библиотека «Книгосайт».
  2. http://books.google.ru/ – библиотека Google.
  3. http://www.gumer.info/ – гуманитарная библиотека.
  4. http://www.giuvus.ru/ – Гуманитарный Интернет-университет.
  5. http://window.edu.ru/window/library – библиотека единого образовательного сайта России.
  6. http://znanium.com/ - Электронно-библиотечная система

3.3 Учебно-методическое и информационное обеспечение ДПП.

Основная литература:

 

  1. Агишева Н. К. Супружеские конфликты и способы их разрешения //Международный медицинский журнал. – 2006.
  2. Волоскова Н. Н. Супервизия в психологическом консультирования : учеб. пособие / Волоскова Н. Н., Енин В. В., Коваленко М. В. Ставрополь: Сервисшкола, 2006.
  3. Делакруа Ж-М. Супервизия (перевод Асияты Джамбаевой), Рига 2002.
  4. Залевский Г.В.. Психологическая супервизия : учеб. пособие для студентов вузов / Г. В. Залевский ; Том. гос. ун-т Томск : ТМЛ-Пресс, 2010.
  5. Зеленков М. Конфликтология. – Litres, 2022.
  6. Ивченкова М. А. К вопросу о влиянии режима самоизоляции в условиях пандемии на обострение супружеских конфликтов //Теория и практика общественного развития. – 2020. – №. 12 (154). – С. 38-41.
  7. Корнеенков С. С. Психология йоги: ступени йоги и уровни сознания человека //Научный диалог. – 2012. – №. 11. – С. 37-51.
  8. Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования / Р. Кочюнас; пер с лит. — Москва : Академический проект, 1999. — 240 с.
  9. Кулаков С.А. Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии. СПб.: Речь, 2002.
  10. Луцькая Е. Е., Мерзлякова Е. В. Методы и технологии разрешения конфликтов в управлении знаниями //Наука и школа. – 2015. – №. 4. – С. 114-121.
  11. Маврин О. В. Технологии урегулирования конфликтов (медиация как эффективный метод разрешения конфликтов): учебное пособие для студентов специальности 034000-Конфликтология. – 2014.
  12. Малкина-Пых, И. Г. Психологическая помощь близким / И. Г. Малкина- Пых. — Москва : Эксмо, 2009. — 192 с.
  13. Меновщиков, В. Ю. Тренинг навыков психологического консультирования. От очного к телефонному и интернет-консультированию. Москва. Академический проект. 2022
  14. Мясоедов А. И. Виды конфликтов в образовательной среде //Мир, открытый детству: актуальные проблемы развития современного образования. – 2020. – С. 28-32.
  15. Осухова Н. Г. Психологическое сопровождение семьи и личности в кризисной ситуации // Школьный психолог. — 2001. — № 31.
  16. Пергаменщик, Л. А. Кризисная психология : учебное пособие / Л. А. Пергаменщик. — Минск : Вышэйшая школа, 2004. — 288 с.
  17. Ромек, В. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / В. Г. Ромек, В. А. Конторович, В. И. Крукович. — Санкт-Петербург : Речь, 2004. — 256 с.
  18. Руденко А., Самыгин С. Конфликтология. – Litres, 2022.
  19. Уварова Л. Н., Федорова А. В. Основные виды конфликтов и лучшие способы их решения //Аллея науки. – 2021. – Т. 2. – №. 5. – С. 33-37.
  20. Ханевская Г. В., Пермяков О. М. Использование фитнес-йоги для укрепления психологического и физического здоровья студентов //Современное состояние и перспективы развития научной мысли. – 2016. – №. 5. – С. 191-195.
  21. Черепанова, Е. М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку. Книга для школьных психологов, родителей и учителей / Е. М. Черепанова. — 2-е издание. — Москва : Издательский центр «Академия», 1997. — 96 с.
  22. Шнейдер Л. Б., Соломатина Е. М. Практикум по психологии семьи и семейному консультированию: учебное пособие. — М.: Психолого-педагогический университет, 2012.
  23. Шутценбергер, А. А. Синдром предков: Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы / А. А. Шутценбергер. — Москва : Изд-во Института психотерапии, 2005. — 256 с.

ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 

3.4 Кадровое обеспечение ДПП

Педагог дополнительного образования должен иметь высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным программам повышения квалификации, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлениям подготовки.

К занятию педагогической деятельностью по дополнительным  программам повышения квалификации допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных программ повышения квалификации, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной программы повышения квалификации определяется работодателем (ч. 4 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

  1. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДПП.

При реализации образовательной программы оценка результатов освоения программы проводится в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Текущий контроль успеваемости осуществляется в ходе изучения тем соответствующих модулей.

Формой промежуточной аттестации является собеседование по окончании изучения модуля.

4.1 Текущий контроль успеваемости

Текущий контроль успеваемости проводится с целью получения оперативной информации о качестве усвоения слушателями учебного материала, управления учебным процессом и совершенствования методики проведения занятий.

Форма текущего контроля – педагогическое наблюдение на занятии.

Критерии оценивания при проведении текущего контроля успеваемости: правильность ответа по содержанию занятия (учитывается количество и характер ошибок при ответе); рациональность использованных приемов и способов решения поставленной учебной задачи (учитывается умение использовать наиболее прогрессивные и эффективные способы достижения цели).

4.2 Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация слушателей предназначена для определения степени достижения планируемых результатов обучения. Форма промежуточной аттестации – зачет.

4.3     Итоговая аттестация слушателей

Освоение образовательной программы завершается итоговой аттестацией слушателей в форме комплексного экзамена - создания инновационной модели коррекционной деятельности специалиста.

Итоговая аттестация является обязательной; к итоговой аттестации допускается слушатель, не имеющий задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план по образовательной программе.

Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

  1. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ, ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ДПП.

По результатам освоения ДПП выдается Удостоверение о повышении квалификации по программе «Конфликтология, саморегуляция, переговоры: современные практики».

5.1 Фонд оценочных средств

Собеседование проводится в свободной форме.

  • Критерии оценки качества освоения дисциплины

Оценка «отлично». 1.Слушатель выполнил в полном объеме и в установленные строки задания по дисциплине, предусмотренные дополнительной профессиональной программой, демонстрирует глубокое понимание содержания изучаемой дисциплины, самостоятельно проводит сравнительный анализ и оценку, выявляет достоинства и недостатки, аргументировано высказывает собственное мнение, активен в дискуссии и может ее инициировать. 2. Слушатель свободно формулирует основные понятия и определения дисциплины. 3. Слушатель свободно формулирует ответы на все дополнительные вопросы по дисциплине.

Оценка «хорошо». 1.Слушатель выполнил в полном объеме и в установленные строки задания по дисциплине, предусмотренные дополнительной профессиональной программой, демонстрирует понимание содержания изучаемой дисциплины, может самостоятельно провести сравнительный анализ, выявить достоинства и недостатки, высказывает собственное мнение, участвует в дискуссии. 2. Слушатель формулирует основные понятия и определения дисциплины 3. Слушатель формулирует ответы на дополнительные вопросы по дисциплине.

Оценка «удовлетворительно». 1. Слушатель выполнил основные задания по дисциплине, предусмотренные дополнительной профессиональной программой, демонстрирует понимание содержания изучаемой дисциплины. 2. Слушатель формулирует основные понятия и определения дисциплины.

Предусмотрен внутренний мониторинг качества образования: собеседование, круглый стол, создание инновационной модели коррекционной деятельности педагога.

  1. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ.

Гудзовская А.А., кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник Института изучения общественных явлений.

Зотов А.М., главный врач медицинского центра «София», врач-психотерапевт высшей категории, психолог.