Контракт в психологическом консультировании и анализ сопротивления клиента и консультанта

Самара

2023

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ.

1.1 Пояснительная записка

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Контракт в психологическом консультировании и анализ сопротивления клиента и консультанта»  разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 11.06.2022);
  • Федеральным законом Российской Федерации от 04.05.2011 № 99–ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями и дополнениями) Редакция с изменениями № 170-ФЗ от 11.06.2021, № 490-ФЗ от 30.12.2021;
  • Постановлением Правительства Российской Федерации № 1490 от 18.09.2020 «О лицензировании образовательной деятельности» (с изменениями и дополнениями) Редакция с изменениями N 2124 от 30.11.2021;
  • Распоряжением министерства образования и науки Самарской области от 22.02.2022 № 178-р «Об утверждении форм заявлений, справок и сведений, предоставляемых соискателями лицензий и лицензиатами в министерство образования и науки Самарской области в процессе лицензирования образовательной деятельности».

Актуальность. Программа курса «Контракт в психологическом консультировании и анализ сопротивления клиента и консультанта» предназначена для педагогов-психологов и направлена на повышение уровня их профессиональных компетенций в области психологического консультирования.

Актуальность программы определяется существующими условиями организации психологической помощи населению. В условиях  отсутствия четких законодательных документов, регламентирующих процесс психологического консультирования, обилия подходов и методов работы с клиентами, обилия предложений от психологов о психологической помощи становится очевидной необходимость повышения компетентности специалистов в этой области. Актуальность также добавляет собственно значимость грамотного проведения начала консультации: установления контакта с клиентом, первичного исследования проблемы и заключения контракта с клиентом на дальнейшую работу. От этого этапа консультации зависит качество оказания помощи психологом.

 

  • Цель, задачи и планируемые результаты реализации ДПП
    • Целью реализации программы является совершенствование компетентности психологов в области психологического консультирования.
    • Задачи ДПП:

- углубление слушателями знаний о разновидностях приемлемых и неприемлемых психологических контрактах, нормативно-правовом обеспечении деятельности специалистов по организации  консультативной практики психолога;

- совершенствование слушателями профессиональных компетенций консультанта заключать с клиентами психологический контракт;

- совершенствование компетентности в работе с сопротивлением клиента ие в рамках соответствующих модулей.

  • Планируемые результаты обучения:

Педагог-психолог

Трудовая функция

Трудовое действие

Знать

Уметь

Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса

ТД 1.

Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам.

Т2. Консультирование администрации образовательной организации, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся.

-        этапы консультации;

-        особенности сочетания в ходе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса психологической диагностики, коррекционно-развивающей работы, психологического консультирования детей и их родителей, психологической профилактики в образовательных учреждениях различных видов и типов

-        разрабатывать модель консультирования субъектов образовательной организации по одной из проблем с использованием актуальных психотехник

 

 

         

  • Категория слушателей:

педагоги-психологи образовательного учреждения практические психологи-консультанты, преподаватели психологии и психотерапии, студенты психологических факультетов.

 

  • Форма обучения – Очная

 

  • Срок освоения программы:

24 час., в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки слушателя – 24 час.

 

 

 

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Учебный план

 

Наименование разделов, дисциплин

Общая трудоем

кость, ч

Всего ауд., ч

Аудиторные занятия, ч

СРС, в т.ч. КСР, ч

Форма контроля

Лекции

Лабор. работы

Практ и семин занят

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1        

Психотерапевтический контракт

в психологическом консультировании и психотерапии

8

 

 

8

2

 

6

 

 

 

зачет

2        

Анализ сопротивлений в процессе психологического консультирования и психотерапии

8

 

 

8

4

 

4

 

 

 

зачет

3        

Практикум по психологическому консультированию

7

 

7

 

 

7

 

 

 

4        

Итоговая аттестация

1

1

-

-

1

-

тестирование

 

Итого:

24

24

6

-

18

 

 

 

2.2. Учебно-тематический  план

 

Наименование разделов, дисциплин

Общая трудоемкость, ч

Всего ауд., ч

Аудиторные занятия, ч

СРС, в т.ч. КСР, ч

Форма конт

роля

Лекции

Лабораторные работы

Практические и семинарские занятия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Модуль  1

Психотерапевтический контракт в психологическом консультировании и психотерапии

8

8

2

 

6

 

 

1.1

Нормативно-правовое обеспечение деятельности психологов-консультантов

 

2

 

 

 

2

   

 

2

 

зачет, круглый стол

1.2

Значение, структура, рамки и основные этапы терапевтического контракта

6

 

 

6

2

 

4

 

 

 

зачет

2.

Модуль 2

Анализ сопротивлений в процессе психологического консультирования и психотерапии

 

8

 

 

 

 

8

 

4

 

 

4

 

 

 

 

 

зачет

2.1.

Нарративная психология и столкновение дискурсов в формировании запроса и его согласование в терапевтическомконтракте

 

4

 

 

 

 

4

 

 

2

 

-

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зачет

2.2

Психологические и методические барьеры на пути к эффективному психотерапевтическому контракту и  согласованию сеттинга в контракте

 

4

 

 

 

 

4

 

2

 

-

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зачет,

3.

Модуль 3

Практикум по психологическому консультированию

 

 

7

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

7

 

 

3.1

Анализ демо-версий консультаций

 

5

 

5

 

 

 

5

 

 

 

 

зачет

3.2

Проведение аналитической супервизии из консультативной практики участников

 

2

 

 

2

 

 

 

2

 

 

4

Итоговая аттестация

1

1

-

-

1

-

тестирование

 

Итого:

24

24

6

-

18

-

 

 

2.3. Рабочая программа дисциплины

 

Модуль  1. Психотерапевтический контракт в психологическом консультировании и психотерапии Количество часов – 8 (в том числе лекций – 2, практических занятий – 6).

Тема 1.1 Нормативно-правовое обеспечение деятельности психологов-консультантов

Изучение нормативно-правовых и теоретико-методологических, основ консультирования. Определение требований к личности консультанта. Система ценностей консультанта. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта. Профессиональная подготовка консультанта в рамках подходов к консультированию

Тема 1.2 Значение, структура, рамки и основные этапы терапевтического контракта

Разработка структуры психологической консультации. Формулирование  задач консультирования  на каждом из его этапов

Модуль 2. Анализ сопротивлений в процессе психологического консультирования и психотерапии Количество часов – 8 (в том числе лекций – 4, практических занятий – 4).

Тема 2.1 Нарративная психология и столкновение дискурсов в формировании запроса и его согласование в терапевтическом контракте

Лекция (2 ч.): Структура консультации и содержание каждого этапа. Первая встреча с  обратившимся за консультацией. Оценка проблем.

Практическая работа (2 ч.):

Отработка техник слушания и диагностической беседы и заключения терапевтического контракта.

Тема 2.2 Психологические и методические барьеры на пути к эффективному психотерапевтическому контракту и  согласованию сеттинга в контракте.

Лекция (2 ч.): Ошибки формирования запроса и его согласования в терапевтическом контракте. Техники выстраивания доверительных отношений с консультируемым  (открытые вопросы, эмпатийное слушание, перефразирование,

Практическая работа (2 ч.):

Отработка техник заключения терапевтического контракта.

 

Модуль 3. Практикум по психологическому консультированию Количество часов – 7 (в том числе практических занятий – 7).

Тема 3.1 Анализ демо-версий консультаций

          Практическая работа (5 ч.):

        Мастер-класс и  практикум  по использованию разных техник работы с проблемой.  

        Анализ техник психологического консультирования в демонстрационных модельных ситуациях (консультациях). Выявление и анализ критериев оценки качества консультации. Эффективность консультирования  как оценка  процесса, который выполняется вместе с обратившимся за консультацией, но не вместо него.

Тема 3.2 Проведение аналитической супервизии из консультативной практики участников

Практическая работа (2 ч.):

Анализ моделей консультирования по актуальным проблемам субъектов образовательного пространства, обратившихся за психологической помощью

Модуль 4. Итоговая аттестация. Количество часов – 1 (в том числе практических занятий – 1).

 

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

 

Программа рассчитана на следующие категории слушателей: педагоги-психологи образовательного учреждения, практические психологи-консультанты, преподаватели психологии и психотерапии, студенты психологических факультетов.

К освоению дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Контракт в психологическом консультировании и анализ сопротивления клиента и консультанта» допускаются лица, имеющие среднее специальное или высшее образование и являющиеся сотрудниками образовательных организаций и учреждений социальной сферы.

Обучение по образовательной программе осуществляется в очной форме.

Трудоемкость образовательной программы составляет 24 часа. Трудоёмкость настоящей образовательной программы включает все виды учебной работы слушателей (лекции, практические занятия), а также время, отводимое на текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию.

Обучение по образовательной программе ведется на русском языке.

 

3.1 Календарный учебный график

№ п.п.

Наименование учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)

Количество часов

Период обучения/недели

1.

Психотерапевтический контракт

в психологическом консультировании и психотерапии

8

1день обучения

2.

Анализ сопротивлений в процессе психологического консультирования и психотерапии

8

1день обучения

3.

Практикум по психологическому консультированию

7

3 день обучения

6.

Итоговая аттестация

1

3 день обучения

 

Всего:

24

3 дня обучения

 

3.2 Материально-технические условия реализации ДПП

 

Наименование специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий

Вид занятий

Оборудование, инвентарь, программное обеспечение

Аудитория

 

Лекции, практические занятия

столы, стулья, ноутбук, программа пакета Windows, флипчарт

 

 

 

3.3 Учебно-методическое и информационное обеспечение ДПП

Нормативные документы

  1. Профессиональный стандарт Педагог-психолог (психолог в сфере образования). https://classdoc.ru/profstandart/

Литература

Основная литература:

  1. Афонькина, Ю.А. Детская практическая психология. Алгоритмы работы психолога ДОО. М. - Издательство: АРКТИ, 2017. -144 с.
  2. Болотова, А. К. Прикладная психология. Основы консультативной психологии. Учебник и практикум. — М.: Юрайт. 2019. 340 с.
  3. Донцов, Д.А., Поляков Е.А.Донцова М.В. Современное психологическое консультирование. Понятия, процесс, психотехнологии, виды. М. Издательство: АРКТИ, 2017 г. -184 с.
  4. Кочюнас, Р. Психологическое консультирование. Учебное пособие для вузов. М. - Издательство: Академический проект, 2020 г. – 222 с.
  5. Меновщиков, В. Ю. Введение в психологическое консультирование / В.Ю. Меновщиков. - М.: Смысл,2018. - 112 c.
  6. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2017. - 460 c.
  7. Самыгин, С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / С.И. Самыгин; Под общ. ред. Л.И. Щербакова. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 220 c.
  8. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2017. - 567 c.
  9. Шарапов, А.О. Современные технологии психологического консультирования и психотерапии. / Шарапов А.О., Матвеев О.В. М. - Издательство: «Юрайт» 2020 – 179 с.

Дополнительная литература:

  1. Абрамова, Г. С. Графика в психологическом консультировании / Г.С. Абрамова. - М.: ПЕР СЭ,2017. - 144 c.

Федеральные образовательные ресурсы:

  1. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru.
  2. Федеральный центр информационно-образовательный ресурсов http://fcior.edu.ru.
  3. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru.
  4. Естественнонаучный образовательный портал http://en.edu.ru.
  5. Информационно-коммуникационные технологии в образовании http://ict.edu.ru.
  6. Российский портал открытого образования http://openet.edu.ru.
  7. Специализированные сайты:
  8. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет http://katalog.iot.ru
  • Информационно-аналитический комплекс «Образование России» http://atlas.iot.ru
  • Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов http://ndce.edu.ru
  • Электронные библиотеки:
  • http://knigosite.ru/ – библиотека «Книгосайт».
  • http://books.google.ru/ – библиотека Google.
  • http://www.gumer.info/ – гуманитарная библиотека.
  • http://www.giuvus.ru/ – Гуманитарный Интернет-университет.
  • http://window.edu.ru/window/library – библиотека единого образовательного сайта России.
  • http://znanium.com/ - Электронно-библиотечная система

 

3.4 Кадровое обеспечение ДПП

Преподаватель должен иметь высшее образование профессиональное образование и опыт практической работы в психологическом консультировании и психотерапии.  

К занятию педагогической деятельностью по дополнительным  программам повышения квалификации допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных программ повышения квалификации, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной программы повышения квалификации определяется работодателем (ч. 4 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

 

  1. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДПП.

При реализации образовательной программы оценка результатов освоения программы проводится в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Текущий контроль успеваемости осуществляется в ходе изучения тем соответствующих модулей.

Формами промежуточной аттестации является зачет по окончании изучения модуля.

4.1 Текущий контроль успеваемости

Текущий контроль успеваемости проводится с целью получения оперативной информации о качестве усвоения слушателями учебного материала, управления учебным процессом и совершенствования методики проведения занятий.

Форма текущего контроля –наблюдение.

Критерии оценивания при проведении текущего контроля успеваемости: правильность ответа по содержанию занятия (учитывается количество и характер ошибок при ответе); рациональность использованных приемов и способов решения поставленной учебной задачи (учитывается умение использовать наиболее прогрессивные и эффективные способы достижения цели).

4.2 Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация слушателей предназначена для определения степени достижения планируемых результатов обучения. Форма промежуточной аттестации – зачет.

4.3     Итоговая аттестация обучающихся

Освоение образовательной программы завершается итоговой аттестацией слушателей в форме комплексного экзамена - тестирования.

Итоговая аттестация является обязательной; к итоговой аттестации допускается слушатель, не имеющий задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план по образовательной программе.

Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

  1. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ, ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ДПП.

По результатам освоения ДПП выдается Удостоверение о повышении квалификации по программе «Контракт в психологическом консультировании и анализ сопротивления клиента и консультанта».

5.1 Фонд оценочных средств

1) Перечень примерных контрольных вопросов для промежуточной аттестации:

  1. Каковы основный требования к психологу-консультанту
  2. Дайте определение понятию «контракт в психологическом консультировании».
  3. Назовите виды неприемлемых контрактов.
  4. Назовите ошибки консультанта на первом этапе консультации.
  5. Каковы причины сопротивления клиента на терапии.
  6. Что включает в себя психолого-педагогическая диагностика форм обращения с детьми.
  7. Каковы основные проявления переноса и контрпереноса в терапии
  8. Прогноз последствий контрпереносов в ходе терапии.
  9. Назовите основы нормативно-правового обеспечения деятельности психолога-консультанта.

2). Вопросы теста для итогового контроля:

  1. Психологическое консультирование – это отношения:

а) Врач - пациент;

б) Психолог - клиент;

в) Руководитель - подчинённый.

  1. Цель психологического консультирования зависит от:

а) Социально-психологического норматива общества;

б) Интересов образовательной организации;

в) Запроса клиента.

  1. Задачи психологического консультирования:

а) Эмоциональная поддержка пациента;

б) Расширение сознания и повышения психологической компетентности;

в) Помощь в решении проблем, связанных с различными заболеваниями.

  1. Нормативная система ценностей консультанта:

а) Открытость собственному опыту.

б) Развитие самопознания.

в) Отчужденность.

  1. К факторам, влияющим на качество консультативного контакта относят:

а) Терапевтический климат (обстановка, структурирование консультативного пространства, структурирование времени консультирования);

б) Навыки консультанта (вербальные и невербальные, слушанье) в поддержании общения;

в) Мнение сторонних людей, не участвующих в жизни клиента и консультанта.

  1. К техникам консультирования относятся:

а) Перефразирование и обобщение;

б) Паузы молчания;

в) Мозговой штурм.

  1. «Протяжка в будущее» относится к:

а) завершающему этапу консультирования;

б) этапу целеполагания:

в) этапу установления контакта.

  1. К этическим принципам относится:

а) Уважение клиента;

б) Подавление клиента;

в) Самоутверждение консультанта.

  1. Экспресс- консультация больше всего относится к:

а)  Консультированию в психологическом центре;

б) Интернет-консультированию;

в) Видам быстрого оказания психологической помощи.

  1. Стратегии диалога в психологическом консультировании предполагают:

а) Паритетность отношений консультанта и клиента;

б) Ведущую и обучающую роль консультанта;

в) Подстройку консультанта к клиенту.

 

5.2. Критерии оценки качества освоения дисциплины

Если слушатель правильно ответил на 50% вопросов, тест считается пройденным.

СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ

  • Винокур Владимир Александрович, врач–психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И.Мечникова (Санкт-Петербург)
  • Соловова Надежда Алексеевна, к.псх.н., доцент, руководитель переподготовки по программе «Педагогика и психология ГАУ ДПО ИРО СО
  • Зотов А.М., главный врач медицинского центра «София», врач-психотерапевт высшей категории, психолог.