Контракт в психологическом консультировании и анализ сопротивления клиента и консультанта
Самара
2023
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ.
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Контракт в психологическом консультировании и анализ сопротивления клиента и консультанта» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 11.06.2022);
- Федеральным законом Российской Федерации от 04.05.2011 № 99–ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями и дополнениями) Редакция с изменениями № 170-ФЗ от 11.06.2021, № 490-ФЗ от 30.12.2021;
- Постановлением Правительства Российской Федерации № 1490 от 18.09.2020 «О лицензировании образовательной деятельности» (с изменениями и дополнениями) Редакция с изменениями N 2124 от 30.11.2021;
- Распоряжением министерства образования и науки Самарской области от 22.02.2022 № 178-р «Об утверждении форм заявлений, справок и сведений, предоставляемых соискателями лицензий и лицензиатами в министерство образования и науки Самарской области в процессе лицензирования образовательной деятельности».
Актуальность. Программа курса «Контракт в психологическом консультировании и анализ сопротивления клиента и консультанта» предназначена для педагогов-психологов и направлена на повышение уровня их профессиональных компетенций в области психологического консультирования.
Актуальность программы определяется существующими условиями организации психологической помощи населению. В условиях отсутствия четких законодательных документов, регламентирующих процесс психологического консультирования, обилия подходов и методов работы с клиентами, обилия предложений от психологов о психологической помощи становится очевидной необходимость повышения компетентности специалистов в этой области. Актуальность также добавляет собственно значимость грамотного проведения начала консультации: установления контакта с клиентом, первичного исследования проблемы и заключения контракта с клиентом на дальнейшую работу. От этого этапа консультации зависит качество оказания помощи психологом.
- Цель, задачи и планируемые результаты реализации ДПП
- Целью реализации программы является совершенствование компетентности психологов в области психологического консультирования.
- Задачи ДПП:
- углубление слушателями знаний о разновидностях приемлемых и неприемлемых психологических контрактах, нормативно-правовом обеспечении деятельности специалистов по организации консультативной практики психолога;
- совершенствование слушателями профессиональных компетенций консультанта заключать с клиентами психологический контракт;
- совершенствование компетентности в работе с сопротивлением клиента ие в рамках соответствующих модулей.
- Планируемые результаты обучения:
Педагог-психолог
Трудовая функция |
Трудовое действие |
Знать |
Уметь |
Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса |
ТД 1. Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам. Т2. Консультирование администрации образовательной организации, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся. |
- этапы консультации; - особенности сочетания в ходе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса психологической диагностики, коррекционно-развивающей работы, психологического консультирования детей и их родителей, психологической профилактики в образовательных учреждениях различных видов и типов |
- разрабатывать модель консультирования субъектов образовательной организации по одной из проблем с использованием актуальных психотехник
|
- Категория слушателей:
педагоги-психологи образовательного учреждения практические психологи-консультанты, преподаватели психологии и психотерапии, студенты психологических факультетов.
- Форма обучения – Очная
- Срок освоения программы:
24 час., в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки слушателя – 24 час.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Учебный план
№ |
Наименование разделов, дисциплин |
Общая трудоем кость, ч |
Всего ауд., ч |
Аудиторные занятия, ч |
СРС, в т.ч. КСР, ч |
Форма контроля |
||
Лекции |
Лабор. работы |
Практ и семин занят |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Психотерапевтический контракт в психологическом консультировании и психотерапии |
8 |
8 |
2 |
|
6 |
|
зачет |
2 |
Анализ сопротивлений в процессе психологического консультирования и психотерапии |
8 |
8 |
4 |
|
4 |
|
зачет |
3 |
Практикум по психологическому консультированию |
7 |
7 |
|
|
7 |
|
|
4 |
Итоговая аттестация |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
- |
тестирование |
|
Итого: |
24 |
24 |
6 |
- |
18 |
|
|
2.2. Учебно-тематический план
№ |
Наименование разделов, дисциплин |
Общая трудоемкость, ч |
Всего ауд., ч |
Аудиторные занятия, ч |
СРС, в т.ч. КСР, ч |
Форма конт роля |
||
Лекции |
Лабораторные работы |
Практические и семинарские занятия |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
Модуль 1 Психотерапевтический контракт в психологическом консультировании и психотерапии |
8 |
8 |
2 |
|
6 |
|
|
1.1 |
Нормативно-правовое обеспечение деятельности психологов-консультантов |
2 |
2 |
2 |
|
зачет, круглый стол |
||
1.2 |
Значение, структура, рамки и основные этапы терапевтического контракта |
6 |
6 |
2 |
|
4 |
|
зачет |
2. |
Модуль 2 Анализ сопротивлений в процессе психологического консультирования и психотерапии |
8 |
8 |
4 |
|
4 |
|
зачет |
2.1. |
Нарративная психология и столкновение дискурсов в формировании запроса и его согласование в терапевтическомконтракте |
4 |
4
|
2 |
- |
2 |
|
зачет |
2.2 |
Психологические и методические барьеры на пути к эффективному психотерапевтическому контракту и согласованию сеттинга в контракте |
4 |
4 |
2 |
- |
2 |
|
зачет, |
3. |
Модуль 3 Практикум по психологическому консультированию |
7 |
7 |
|
|
7 |
|
|
3.1 |
Анализ демо-версий консультаций |
5 |
5 |
|
|
5 |
|
зачет |
3.2 |
Проведение аналитической супервизии из консультативной практики участников |
2 |
2 |
|
|
2 |
|
|
4 |
Итоговая аттестация |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
- |
тестирование |
|
Итого: |
24 |
24 |
6 |
- |
18 |
- |
|
2.3. Рабочая программа дисциплины
Модуль 1. Психотерапевтический контракт в психологическом консультировании и психотерапии Количество часов – 8 (в том числе лекций – 2, практических занятий – 6).
Тема 1.1 Нормативно-правовое обеспечение деятельности психологов-консультантов
Изучение нормативно-правовых и теоретико-методологических, основ консультирования. Определение требований к личности консультанта. Система ценностей консультанта. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта. Профессиональная подготовка консультанта в рамках подходов к консультированию
Тема 1.2 Значение, структура, рамки и основные этапы терапевтического контракта
Разработка структуры психологической консультации. Формулирование задач консультирования на каждом из его этапов
Модуль 2. Анализ сопротивлений в процессе психологического консультирования и психотерапии Количество часов – 8 (в том числе лекций – 4, практических занятий – 4).
Тема 2.1 Нарративная психология и столкновение дискурсов в формировании запроса и его согласование в терапевтическом контракте
Лекция (2 ч.): Структура консультации и содержание каждого этапа. Первая встреча с обратившимся за консультацией. Оценка проблем.
Практическая работа (2 ч.):
Отработка техник слушания и диагностической беседы и заключения терапевтического контракта.
Тема 2.2 Психологические и методические барьеры на пути к эффективному психотерапевтическому контракту и согласованию сеттинга в контракте.
Лекция (2 ч.): Ошибки формирования запроса и его согласования в терапевтическом контракте. Техники выстраивания доверительных отношений с консультируемым (открытые вопросы, эмпатийное слушание, перефразирование,
Практическая работа (2 ч.):
Отработка техник заключения терапевтического контракта.
Модуль 3. Практикум по психологическому консультированию Количество часов – 7 (в том числе практических занятий – 7).
Тема 3.1 Анализ демо-версий консультаций
Практическая работа (5 ч.):
Мастер-класс и практикум по использованию разных техник работы с проблемой.
Анализ техник психологического консультирования в демонстрационных модельных ситуациях (консультациях). Выявление и анализ критериев оценки качества консультации. Эффективность консультирования как оценка процесса, который выполняется вместе с обратившимся за консультацией, но не вместо него.
Тема 3.2 Проведение аналитической супервизии из консультативной практики участников
Практическая работа (2 ч.):
Анализ моделей консультирования по актуальным проблемам субъектов образовательного пространства, обратившихся за психологической помощью
Модуль 4. Итоговая аттестация. Количество часов – 1 (в том числе практических занятий – 1).
- ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Программа рассчитана на следующие категории слушателей: педагоги-психологи образовательного учреждения, практические психологи-консультанты, преподаватели психологии и психотерапии, студенты психологических факультетов.
К освоению дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Контракт в психологическом консультировании и анализ сопротивления клиента и консультанта» допускаются лица, имеющие среднее специальное или высшее образование и являющиеся сотрудниками образовательных организаций и учреждений социальной сферы.
Обучение по образовательной программе осуществляется в очной форме.
Трудоемкость образовательной программы составляет 24 часа. Трудоёмкость настоящей образовательной программы включает все виды учебной работы слушателей (лекции, практические занятия), а также время, отводимое на текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию.
Обучение по образовательной программе ведется на русском языке.
3.1 Календарный учебный график
№ п.п. |
Наименование учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) |
Количество часов |
Период обучения/недели |
1. |
Психотерапевтический контракт в психологическом консультировании и психотерапии |
8 |
1день обучения |
2. |
Анализ сопротивлений в процессе психологического консультирования и психотерапии |
8 |
1день обучения |
3. |
Практикум по психологическому консультированию |
7 |
3 день обучения |
6. |
Итоговая аттестация |
1 |
3 день обучения |
|
Всего: |
24 |
3 дня обучения |
3.2 Материально-технические условия реализации ДПП
Наименование специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий |
Вид занятий |
Оборудование, инвентарь, программное обеспечение |
Аудитория
|
Лекции, практические занятия |
столы, стулья, ноутбук, программа пакета Windows, флипчарт
|
3.3 Учебно-методическое и информационное обеспечение ДПП
Нормативные документы
- Профессиональный стандарт Педагог-психолог (психолог в сфере образования). https://classdoc.ru/profstandart/
Литература
Основная литература:
- Афонькина, Ю.А. Детская практическая психология. Алгоритмы работы психолога ДОО. М. - Издательство: АРКТИ, 2017. -144 с.
- Болотова, А. К. Прикладная психология. Основы консультативной психологии. Учебник и практикум. — М.: Юрайт. 2019. 340 с.
- Донцов, Д.А., Поляков Е.А., Донцова М.В. Современное психологическое консультирование. Понятия, процесс, психотехнологии, виды. М. Издательство: АРКТИ, 2017 г. -184 с.
- Кочюнас, Р. Психологическое консультирование. Учебное пособие для вузов. М. - Издательство: Академический проект, 2020 г. – 222 с.
- Меновщиков, В. Ю. Введение в психологическое консультирование / В.Ю. Меновщиков. - М.: Смысл,2018. - 112 c.
- Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2017. - 460 c.
- Самыгин, С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / С.И. Самыгин; Под общ. ред. Л.И. Щербакова. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 220 c.
- Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2017. - 567 c.
- Шарапов, А.О. Современные технологии психологического консультирования и психотерапии. / Шарапов А.О., Матвеев О.В. М. - Издательство: «Юрайт» 2020 – 179 с.
Дополнительная литература:
- Абрамова, Г. С. Графика в психологическом консультировании / Г.С. Абрамова. - М.: ПЕР СЭ,2017. - 144 c.
Федеральные образовательные ресурсы:
- Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru.
- Федеральный центр информационно-образовательный ресурсов http://fcior.edu.ru.
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru.
- Естественнонаучный образовательный портал http://en.edu.ru.
- Информационно-коммуникационные технологии в образовании http://ict.edu.ru.
- Российский портал открытого образования http://openet.edu.ru.
- Специализированные сайты:
- Каталог образовательных ресурсов сети Интернет http://katalog.iot.ru
- Информационно-аналитический комплекс «Образование России» http://atlas.iot.ru
- Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов http://ndce.edu.ru
- Электронные библиотеки:
- http://knigosite.ru/ – библиотека «Книгосайт».
- http://books.google.ru/ – библиотека Google.
- http://www.gumer.info/ – гуманитарная библиотека.
- http://www.giuvus.ru/ – Гуманитарный Интернет-университет.
- http://window.edu.ru/window/library – библиотека единого образовательного сайта России.
- http://znanium.com/ - Электронно-библиотечная система
3.4 Кадровое обеспечение ДПП
Преподаватель должен иметь высшее образование профессиональное образование и опыт практической работы в психологическом консультировании и психотерапии.
К занятию педагогической деятельностью по дополнительным программам повышения квалификации допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных программ повышения квалификации, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной программы повышения квалификации определяется работодателем (ч. 4 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
- ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДПП.
При реализации образовательной программы оценка результатов освоения программы проводится в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Текущий контроль успеваемости осуществляется в ходе изучения тем соответствующих модулей.
Формами промежуточной аттестации является зачет по окончании изучения модуля.
4.1 Текущий контроль успеваемости
Текущий контроль успеваемости проводится с целью получения оперативной информации о качестве усвоения слушателями учебного материала, управления учебным процессом и совершенствования методики проведения занятий.
Форма текущего контроля –наблюдение.
Критерии оценивания при проведении текущего контроля успеваемости: правильность ответа по содержанию занятия (учитывается количество и характер ошибок при ответе); рациональность использованных приемов и способов решения поставленной учебной задачи (учитывается умение использовать наиболее прогрессивные и эффективные способы достижения цели).
4.2 Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация слушателей предназначена для определения степени достижения планируемых результатов обучения. Форма промежуточной аттестации – зачет.
4.3 Итоговая аттестация обучающихся
Освоение образовательной программы завершается итоговой аттестацией слушателей в форме комплексного экзамена - тестирования.
Итоговая аттестация является обязательной; к итоговой аттестации допускается слушатель, не имеющий задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план по образовательной программе.
Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
- ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ, ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ДПП.
По результатам освоения ДПП выдается Удостоверение о повышении квалификации по программе «Контракт в психологическом консультировании и анализ сопротивления клиента и консультанта».
5.1 Фонд оценочных средств
1) Перечень примерных контрольных вопросов для промежуточной аттестации:
- Каковы основный требования к психологу-консультанту
- Дайте определение понятию «контракт в психологическом консультировании».
- Назовите виды неприемлемых контрактов.
- Назовите ошибки консультанта на первом этапе консультации.
- Каковы причины сопротивления клиента на терапии.
- Что включает в себя психолого-педагогическая диагностика форм обращения с детьми.
- Каковы основные проявления переноса и контрпереноса в терапии
- Прогноз последствий контрпереносов в ходе терапии.
- Назовите основы нормативно-правового обеспечения деятельности психолога-консультанта.
2). Вопросы теста для итогового контроля:
- Психологическое консультирование – это отношения:
а) Врач - пациент;
б) Психолог - клиент;
в) Руководитель - подчинённый.
- Цель психологического консультирования зависит от:
а) Социально-психологического норматива общества;
б) Интересов образовательной организации;
в) Запроса клиента.
- Задачи психологического консультирования:
а) Эмоциональная поддержка пациента;
б) Расширение сознания и повышения психологической компетентности;
в) Помощь в решении проблем, связанных с различными заболеваниями.
- Нормативная система ценностей консультанта:
а) Открытость собственному опыту.
б) Развитие самопознания.
в) Отчужденность.
- К факторам, влияющим на качество консультативного контакта относят:
а) Терапевтический климат (обстановка, структурирование консультативного пространства, структурирование времени консультирования);
б) Навыки консультанта (вербальные и невербальные, слушанье) в поддержании общения;
в) Мнение сторонних людей, не участвующих в жизни клиента и консультанта.
- К техникам консультирования относятся:
а) Перефразирование и обобщение;
б) Паузы молчания;
в) Мозговой штурм.
- «Протяжка в будущее» относится к:
а) завершающему этапу консультирования;
б) этапу целеполагания:
в) этапу установления контакта.
- К этическим принципам относится:
а) Уважение клиента;
б) Подавление клиента;
в) Самоутверждение консультанта.
- Экспресс- консультация больше всего относится к:
а) Консультированию в психологическом центре;
б) Интернет-консультированию;
в) Видам быстрого оказания психологической помощи.
- Стратегии диалога в психологическом консультировании предполагают:
а) Паритетность отношений консультанта и клиента;
б) Ведущую и обучающую роль консультанта;
в) Подстройку консультанта к клиенту.
5.2. Критерии оценки качества освоения дисциплины
Если слушатель правильно ответил на 50% вопросов, тест считается пройденным.
СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ
- Винокур Владимир Александрович, врач–психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И.Мечникова (Санкт-Петербург)
- Соловова Надежда Алексеевна, к.псх.н., доцент, руководитель переподготовки по программе «Педагогика и психология ГАУ ДПО ИРО СО
- Зотов А.М., главный врач медицинского центра «София», врач-психотерапевт высшей категории, психолог.