Особенности коммуникации между специалистом и клиентом с учетом уровня развития личностной организации и защитного стиля
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ.
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Особенности профессиональной коммуникации между специалистом и клиентом с учётом уровня развития личностной организации и защитного стиля» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 11.06.2022);
- Федеральным законом Российской Федерации от 04.05.2011 № 99–ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями и дополнениями) Редакция с изменениями № 170-ФЗ от 11.06.2021, № 490-ФЗ от 30.12.2021;
- Постановлением Правительства Российской Федерации № 1490 от 18.09.2020 «О лицензировании образовательной деятельности» (с изменениями и дополнениями) Редакция с изменениями N 2124 от 30.11.2021;
- Распоряжением министерства образования и науки Самарской области от 22.02.2022 № 178-р «Об утверждении форм заявлений, справок и сведений, предоставляемых соискателями лицензий и лицензиатами в министерство образования и науки Самарской области в процессе лицензирования образовательной деятельности».
Актуальность.
Специалисты помогающих профессий ежедневной сталкиваются в своей работе со сложностями в построении коммуникации между специалистом и клиентом. Это приводит к недопониманию, конфликтным ситуациям, преждевременному разрыву отношений, а так же к эмоциональному выгоранию специалиста.
Коммуникация и общение – процессы сложные и многосторонние. К специалистам предъявляются повышенные требования при проведении беседы, интервью и в целом, при выстраивании рабочих отношений. На специалиста возлагается роль «профессионала», который более компетентен и готов дать экспертную оценку и окажет помощь, а так же будет соблюдать профессиональную этику.
Освоение навыков в построении коммуникации в зависимости от типа личностной организации позволяет специалисту более глубоко и полно понять потребности и запрос клиента, сделать коммуникацию более продуктивной.
Актуальным является поиск наиболее точных и правильных методов выстраивания коммуникации с учетом личностных особенностей. Это позволяет усовершенствовать профессиональные навыки и сделать общение с каждым клиентом индивидуальным и адаптированным под его потребности.
- Цель, задачи и планируемые результаты реализации ДПП
Целью освоения программы является повышение компетентности слушателей в вопросах профессиональной коммуникации между специалистом и клиентом.
Задачи ДПП:освоение слушателями профессиональных компетенций или их совершенствование в рамках соответствующих модулей.
Категория работника |
Вид профессиональной деятельности |
Профессиональные компетенции (ПК) -готовность к выполнению трудовых действий в разрезе видов профессиональной деятельности |
Руководители учреждений, заместители руководителей, методисты образовательных учреждений, старшие воспитатели, логопеды, дефектологи, психологи, врачи |
Сотрудники образовательных организаций и медицинских учреждений |
Способен к ведению клиентов и проведению профессиональной коммуникации в рамках оказания консультативной деятельности |
Планируемые результаты освоения ДПП:
- освоение слушателями знаний об особенностях взаимодействия и профессиональной коммуникации с учетом уровня развития личности и особенностями защитного стиля;
- развитие умений и навыков психолого-педагогической диагностики клиентов с учетом личностного функционирования;
- формирование способности к ведению структурированной профессиональной коммуникации с выявлением ведущих защитных механизмов и особенностями взаимодействия специалиста и клиента.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Учебный план
№ |
Наименование разделов, дисциплин |
Общая трудоемкость, ч |
Всего ауд., ч |
Аудиторные занятия, ч |
СРС, в т.ч. КСР, ч |
Форма контроля |
||
Лекции |
Лабораторные работы |
Практические и семинарские занятия |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
Основы профессиональной коммуникации между специалистом и клиентом. |
3 |
3 |
2 |
- |
1 |
- |
зачет |
2. |
Диагностика личности с учётом уровня её организации. |
4 |
4
|
2 |
- |
2 |
-
|
зачет |
3. |
Типы организации характеров. Антисоциальные, нарциссические, шизоидные и параноидные личности. |
4 |
4 |
2 |
- |
2 |
- |
зачет |
4. |
Типы организации характера, продолжение Депрессивные, маниакальные, мазохистические, обсессивные, компульсивные, истерические, диссоциативные. |
4 |
4 |
2 |
- |
2 |
- |
зачет |
|
Итоговая аттестация |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
Проверка теоретических знаний с решением ситуационных задач |
|
Итого: |
16 |
16 |
8 |
- |
7 |
- |
|
2.2 Учебно-тематический план
№ |
Наименование разделов, дисциплин |
Общая трудоемкость, ч |
Всего ауд., ч |
Аудиторные занятия, ч |
СРС, в т.ч. КСР, ч |
Форма контроля |
||
Лекции |
Лабораторные работы |
Практические и семинарские занятия |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
Основы профессиональной коммуникации между специалистом и клиентом: -Основы профессиональной коммуникации, средства общения. - Вербальные и невербальные средства общения. - Основы диагностики личности для выстраивания долгосрочных и доверительных отношений между специалистом и клиентом с учётом особенностей личностной организации. |
3 |
3 |
2 |
- |
1 |
- |
зачет |
2. |
Диагностика личности с учётом уровня её организации: - Различия между невротическим, пограничным и психотическим уровнями организации характера. -Практическое рассмотрение различных подходов в коммуникации между специалистом и клиентом с учётом этих различий.
|
4 |
4
|
2 |
- |
2 |
- |
зачет |
3. |
Типы организации характеров. Антисоциальные, нарциссические, шизоидные и параноидные личности: - Структура антисоциальной личности, защитные механизмы, особенности коммуникации, тактика при работе. - Структура нарциссической личности, защитные механизмы, особенности взаимодействия, стратегия в работе. -Структура шизоидной личности, защитный стиль, тактика коммуникации.
|
4 |
4
|
2 |
- |
2 |
- |
зачет |
4. |
Типы организации характера, продолжение Депрессивные, маниакальные, мазохистические, обсессивные, компульсивные, истерические, диссоциативные: - Особенности коммуникации и выстраивания рабочих отношений с каждым типом личности. - Отличительные особенности каждого типа личности. - Выработка тактики профессиональной коммуникации |
4 |
4 |
2 |
- |
2 |
|
зачет |
|
Итоговая аттестация |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
Проверка теоретических знаний с решением ситуационных задач |
|
Итого: |
16 |
16 |
8 |
- |
7 |
- |
|
- Рабочая программа дисциплины
Модуль 1.Основы профессиональной коммуникации между специалистом и клиентом.
Количество часов – 3 (в том числе лекций – 2, практических занятий – 1).
Тема 1.1 Основы профессиональной коммуникации, средства общения.
Тема 1.2 Вербальные и невербальные средства общения.
Тема1.3 Основы диагностики личности для выстраивания долгосрочных и доверительных отношений между специалистом и клиентом с учётом особенностей личностной организации.
Модуль 2. Диагностика личности с учётом уровня её организации:
Количество часов – 4 (в том числе лекций – 2, практических занятий – 2).
Тема 2.1 Различия между невротическим, пограничным и психотическим уровнями организации характера.
Тема 2.2Практическое рассмотрение различных подходов в коммуникации между специалистом и клиентом с учётом этих различий.
Модуль 3.Типы организации характеров. Антисоциальные, нарциссические, шизоидные и параноидные личности.
Количество часов – 4 (в том числе лекций – 2, практических занятий – 2).
Тема 3.1 Структура антисоциальной личности, защитные механизмы, особенности коммуникации, тактика при работе.
Тема 3.2 Структура нарциссической личности, защитные механизмы, особенности взаимодействия, стратегия в работе.
Тема 3.3 Структура шизоидной личности, защитный стиль, тактика коммуникации.
Модуль 4.Типы организации характера, продолжение Депрессивные, маниакальные, мазохистические, обсессивные, компульсивные, истерические, диссоциативные:
Количество часов – 4 (в том числе лекций – 2, практических занятий – 2).
Тема 4.1 Особенности коммуникации и выстраивания рабочих отношений с каждым типом личности.
Тема 4.2 Отличительные особенности каждого типа личности.
Тема 4.3 Выработка тактики профессиональной коммуникации
Программа направлена на освоение новых профессиональных компетенций: способности к усовершенствованию профессиональной коммуникации между специалистом и клиентом с учетом особенностей структуры личности.
По всем модулям программы предусмотрено проведение лекционных и практических семинарских занятий, самостоятельной работы слушателей.
- ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Программа рассчитана на взрослое население, от 18 лет. К освоению дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Особенности коммуникации между специалистом и клиентом с учетом уровня развития личностной организации и защитного стиля» допускаются лица, имеющие среднее специальное или высшее образование и являющиеся сотрудниками образовательных организаций, психологических центров и учреждений социальной сферы.
Обучение по образовательной программе осуществляется в очно-заочной форме обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Трудоемкость образовательной программы составляет 16 часов. Максимальная учебная нагрузка не более 36 часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося.
Трудоёмкость настоящей образовательной программы включает все виды учебной работы обучающегося (лекции, практические занятия), а также время, отводимое на текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию.
Обучение по образовательной программе ведется на русском языке.
3.1 Календарный учебный график
№ п.п. |
Наименование учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) |
Количество часов |
Период обучения/недели |
1. |
Основы профессиональной коммуникации между специалистом и клиентом. |
4 |
1-я неделя обучения |
2. |
Диагностика личности с учётом уровня её организации. |
4 |
2-я неделя обучения |
3. |
Типы организации характеров. (Антисоциальные, нарциссические, шизоидные и параноидные личности). |
4 |
3-я неделя обучения |
4. |
Типы организации характера. продолжение (Депрессивные, маниакальные, мазохистические, обсессивные, компульсивные, истерические, диссоциативные). |
4 |
4-я неделя обучения |
|
Всего: |
16 |
4 недели обучения |
3.2 Материально-технические условия реализации ДПП
Наименование специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий |
Вид занятий |
Оборудование, инвентарь, программное обеспечение |
Аудитория
|
Лекции, практические занятия |
столы, стулья, ноутбук, программа пакета Windows, флипчарт
|
Федеральные образовательные ресурсы:
- Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru.
- Федеральный центр информационно-образовательный ресурсов http://fcior.edu.ru.
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru.
- Естественнонаучный образовательный портал http://en.edu.ru.
- Информационно-коммуникационные технологии в образовании http://ict.edu.ru.
- Российский портал открытого образования http://openet.edu.ru.
Специализированные сайты:
- Каталог образовательных ресурсов сети Интернет http://katalog.iot.ru
- Информационно-аналитический комплекс «Образование России» http://atlas.iot.ru
- Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов http://ndce.edu.ru
Электронные библиотеки:
- http://knigosite.ru/ – библиотека «Книгосайт».
- http://books.google.ru/ – библиотека Google.
- http://www.gumer.info/ – гуманитарная библиотека.
- http://www.giuvus.ru/ – Гуманитарный Интернет-университет.
5.http://window.edu.ru/window/library – библиотека единого образовательного сайта России.
- http://znanium.com/ - Электронно-библиотечная система
3.3 Учебно-методическое и информационное обеспечение ДПП.
Основная литература:
- Роджер А. Маккиннон, Роберт Майклс, Питер Дж. Бакли Психиатрическое интервью в клинической практике. Москва, 2021
- Нэнси Мак-Вильямс Психоаналитическая диагностика. Москва 2012
- Отто Кернберг Тяжелые личностные расстройства. Москва 2012
- Д.В. Романов Патология личности. Самара 2010
- А.Е. Личко Психопатии и акцентуации характера у подростков. Санкт-Петербург 2020
- Практическое руководство по применению МКБ-10 в психиатрии и наркологии. Москва 2010
- Джон Соммерз-Фланаган, Рита Соммерз-ФланаганКлиническое интервьюирование. Москва 2006
3.4 Кадровое обеспечение ДПП
Педагог дополнительного образования должен иметь высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным программам повышения квалификации, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлениям подготовки.
К занятию педагогической деятельностью по дополнительным программам повышения квалификации допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных программ повышения квалификации, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной программы повышения квалификации определяется работодателем (ч. 4 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
- ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДПП.
При реализации образовательной программы оценка результатов освоения программы проводится в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Текущий контроль успеваемости осуществляется в ходе изучения тем соответствующих модулей.
Формами промежуточной аттестации является зачет по окончании изучения модуля.
4.1 Текущий контроль успеваемости
Текущий контроль успеваемости проводится с целью получения оперативной информации о качестве усвоения обучающимися учебного материала, управления учебным процессом и совершенствования методики проведения занятий.
Форма текущего контроля – педагогическое наблюдение на занятии.
Критерии оценивания при проведении текущего контроля успеваемости: правильность ответа по содержанию занятия (учитывается количество и характер ошибок при ответе); рациональность использованных приемов и способов решения поставленной учебной задачи (учитывается умение использовать наиболее прогрессивные и эффективные способы достижения цели).
4.2 Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация слушателей предназначена для определения степени достижения планируемых результатов обучения. Форма промежуточной аттестации – зачет.
4.3 Итоговая аттестация слушателей
Освоение образовательной программы завершается итоговой аттестацией слушателей в форме комплексного экзамена, включающего теоретические вопросы и решение ситуационных задач с выработкой тактики коммуникации с клиентом на основе уровня его функционирования и защитного стиля.
Итоговая аттестация является обязательной; к итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план по образовательной программе.
Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
- ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ, ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ДПП.
По результатам освоения ДПП выдается Удостоверение о повышении квалификации по программе «Особенности профессиональной коммуникации между специалистом и клиентом с учётом уровня развития личностной организации и защитного стиля».
5.1 Фонд оценочных средств
Перечень примерных контрольных вопросов для промежуточной аттестации:
- Дайте определение понятию коммуникация.
- Назовите формы невербального общения.
- Назовите основные элементы, входящие в понятие личность.
- Назовите первичные (примитивные) психические защиты.
- Назовите вторичные (высшего порядка) психические защиты.
- Назовите основные характеристики нормальной личности. Определите особенности профессиональной коммуникации с такими личностями.
- Назовите основные характеристики пограничной организации личности.Определите особенности профессиональной коммуникации с такими личностями.
- Назовите основные характеристики психотической личности.Определите особенности профессиональной коммуникации с такими личностями.
- Дайте определение и назовите основные характеристики антисоциальной личности. В чем особенности коммуникации с такими личностями.
- Дайте определение и назовите основные характеристики нарциссической личности. Определите основные направления коммуникации при взаимодействии с такими личностями.
- Назовите особенности коммуникации между специалистом и личностями с депрессивным характером. Определите основные сложности при взаимодействии с такими личностями.
- Критерии оценки качества освоения дисциплины
Оценка «отлично». 1. Слушатель выполнил в полном объеме и в установленные строки задания по дисциплине, предусмотренные дополнительной профессиональной программой, демонстрирует глубокое понимание содержания изучаемой дисциплины, самостоятельно проводит сравнительный анализ и оценку, выявляет достоинства и недостатки, аргументировано высказывает собственное мнение, активен в дискуссии и может ее инициировать. 2. Слушатель свободно формулирует основные понятия и определения дисциплины. 3. Слушатель свободно формулирует ответы на все дополнительные вопросы по дисциплине.
Оценка «хорошо». 1. Слушатель выполнил в полном объеме и в установленные строки задания по дисциплине, предусмотренные дополнительной профессиональной программой, демонстрирует понимание содержания изучаемой дисциплины, может самостоятельно провести сравнительный анализ, выявить достоинства и недостатки, высказывает собственное мнение, участвует в дискуссии. 2. Слушатель формулирует основные понятия и определения дисциплины 3. Слушатель формулирует ответы на дополнительные вопросы по дисциплине.
Оценка «удовлетворительно». 1. Слушатель выполнил основные задания по дисциплине, предусмотренные дополнительной профессиональной программой, демонстрирует понимание содержания изучаемой дисциплины. 2. Слушатель формулирует основные понятия и определения дисциплины.
Предусмотрен внутренний мониторинг качества образования: собеседование, круглый стол.
- СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ.
Барышкина А.А., врач-психиатр, психотерапевт медицинского центра «София».
Зотов А.М., главный врач медицинского центра «София», врач-психотерапевт высшей категории, психолог.