Профилактика жестокого обращения с детьми и несовершеннолетними

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ.

1.1 Пояснительная записка

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Профилактика жестокого обращения с детьми и несовершеннолетними»  разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 11.06.2022);
  • Федеральным законом Российской Федерации от 04.05.2011 № 99–ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями и дополнениями) Редакция с изменениями № 170-ФЗ от 11.06.2021, № 490-ФЗ от 30.12.2021;
  • Постановлением Правительства Российской Федерации № 1490 от 18.09.2020 «О лицензировании образовательной деятельности» (с изменениями и дополнениями) Редакция с изменениями N 2124 от 30.11.2021;
  • Распоряжением министерства образования и науки Самарской области от 22.02.2022 № 178-р «Об утверждении форм заявлений, справок и сведений, предоставляемых соискателями лицензий и лицензиатами в министерство образования и науки Самарской области в процессе лицензирования образовательной деятельности».

Актуальность. Детство является таким этапом в жизни человека, когда формируется здоровье, закладываются личностные свойства и ценности, определяющие качество его будущей жизни. В то же время, это период, когда ребенок в силу своего социального статуса находится в зависимости от взрослых, нуждается в их поддержке и защите. Жестокое обращение с детьми в семье является одной из серьезнейших проблем современного общества, актуальных для многих стран, в том числе и для России.

Проблема насилия над детьми существовала всегда, во всех обществах и культурах. В своей жизни многие дети переживают насилие, становятся свидетелями и жертвами физических, сексуальных и эмоциональных злоупотреблений со стороны взрослых. Причем часто эти злоупотребления исходят от самых близких для ребенка людей - от родителей. Общество начинает осознавать катастрофические масштабы жестокого обращения с детьми и несовершеннолетними.

Ребенок может столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации: в школе, на отдыхе, в общественном месте. Исключением не является и семья, несмотря на то, что данный социальный институт призван обеспечивать безопасность, которая является необходимым фактором для нормального развития ребенка.

Спасаясь от насилия, ежегодно более пятидесяти тысяч детей бегут из дома. Не существует закона, эффективно защищающего от бытового насилия в семье. Свое человеческое участие в помощи детям сложных обстоятельствах жизни, связанных с жестоким обращением, могут принять педагоги.

Актуальным является поиск инновационных подходов в педагогической работе по профилактике жестокого обращения  с детьми,  коррекционных мероприятий по восстановлению психического и физического развития детей, подвергшихся жестокому обращению.

  • Цель, задачи и планируемые результаты реализации ДПП

          Целью освоения программы является повышение компетентности слушателей в вопросах выявления, профилактики и коррекции последствий жестокого обращения с детьми и несовершеннолетними.

            Задачи ДПП: освоение слушателями профессиональных компетенций или их совершенствование в рамках соответствующих модулей.

 

Категория работника

Вид профессиональной деятельности

Профессиональные компетенции (ПК) -готовность к выполнению трудовых действий в разрезе видов профессиональной  деятельности

Руководители учреждений, заместители руководителей,

методисты образовательных учреждений, старшие воспитатели.

Сотрудники образовательных организаций и учреждений социальной сферы

Способен к ведению коррекционной работы с детьми, перенесшими жестокое обращение и профилактической работы по предотвращению жестоких форм обращения с детьми

Планируемые результаты освоения ДПП:

- освоение слушателями знаний о формах, причинах и последствиях жестокого обращения с детьми; нормативно-правовом обеспечении деятельности специалистов по организации  профилактики жестокого обращения с детьми.;

- развитие умений и навыков психолого-педагогической диагностики детей, пострадавших от жестокого обращения;

- формирование способности к ведению коррекционной работы с детьми, перенесшими жестокое обращение и профилактической работы по предотвращению жестоких форм обращения с детьми.

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
    • Учебный план

 

Наименование разделов, дисциплин

Общая трудоемкость, ч

Всего ауд., ч

Аудиторные занятия, ч

СРС, в т.ч. КСР, ч

Форма контроля

Лекции

Лабораторные работы

Практические и семинарские занятия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.                

Жесткое обращение с детьми. Формы и причины.

6

 

 

6

2

-

2

 

 

2

 

 

зачет

2.                

Критерии определения и последствия жесткого обращения.

6

 

 

6

 

 

2

-

2

 

 

2

 

 

зачет

3.                

Психолого-педагогическая диагностика детей, пострадавших от жестокого обращения.

6

 

 

 

6

 

2

-

2

 

 

 

2

 

 

 

зачет

4.                

Основы помощи, прогноз и последствия.

6

 

 

6

2

-

2

 

 

2

 

зачет, круглый стол

5.                

Нормативно-правовое обеспечение деятельности специалистов по организации  профилактики жестокого обращения с детьми.

4

 

 

 

4

-

-

-

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

зачет

 

Итоговая аттестация

4

4

-

-

-

-

Создание инновационной модели

коррекционной деятельности специалиста

 

Итого:

32

32

8

-

8

12

 

 

Учебно-тематический  план

 

Наименование разделов, дисциплин

Общая трудоемкость, ч

Всего ауд., ч

Аудиторные занятия, ч

СРС, в т.ч. КСР, ч

Форма контроля

Лекции

Лабораторные работы

Практические и семинарские занятия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.       

Жесткое обращение с детьми. Формы и причины:

- Понятие жестокого обращения с детьми.

- Формы жестокого обращения.

- Причины, приводящие взрослых к жестокому обращению с детьми.

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

2

-

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зачет

2.                

Критерии определения и последствия жесткого обращения:

 

- Поведенческие критерии определения понятия «жестокое обращение с детьми».

 

- Близкие и отсроченные последствия жестокого обращения.

6

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

2

-

2

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

зачет

3.                

Психолого-педагогическая диагностика детей, пострадавших от жестокого обращения:

- Психические особенности детей, пострадавших от жестокого обращения.

- Психолого-педагогическая диагностика форм обращения с детьми (опрос родителей, беседа с ребенком)

6

 

 

 

 

 

 

6

 

2

-

2

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

зачет

4.                

Основы помощи, прогноз и последствия:

 

- Концептуальные основы помощи детям, подвергшимся жестокому обращению

 

- Прогноз последствий и профилактика осложнений

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

6

2

-

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

зачет, круглый стол

5.                

Нормативно-правовое обеспечение деятельности специалистов по организации  профилактики жестокого обращения с детьми.

4

 

 

 

4

-

-

-

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

зачет

 

Итоговая аттестация

4

4

-

-

-

-

Создание инновационной модели

коррекционной деятельности специалиста

 

Итого:

32

32

8

-

8

12

 

 

  • Рабочая программа дисциплины

 

Модуль 1. Жесткое обращение с детьми. Формы и причины. Количество часов – 6 (в том числе лекций – 2, практических занятий – 2, самостоятельной работы слушателей – 2).

Тема 1.1 Понятие жестокого обращения с детьми.

Тема 1.2 Формы жестокого обращения.

Тема 1.3 Причины, приводящие взрослых к жестокому обращению с детьми.

Модуль 2. Критерии определения и последствия жесткого обращения. Количество часов – 6 (в том числе лекций – 2, практических занятий – 2, самостоятельной работы слушателей – 2).

Тема 2.1 Поведенческие критерии определения понятия «жестокое обращение с детьми».

Тема 2.2 Близкие и отсроченные последствия жестокого обращения.

Модуль 3. Психолого-педагогическая диагностика детей, пострадавших от жестокого обращения. Количество часов – 6 (в том числе лекций – 2, практических занятий – 2, самостоятельной работы слушателей – 2).

Тема 3.1 Психические особенности детей, пострадавших от жестокого обращения.

Тема 3.2 Психолого-педагогическая диагностика форм обращения с детьми (опрос родителей, беседа с ребенком).

Модуль 4. Основы помощи, прогноз и последствия. Количество часов – 6 (в том числе лекций – 2, практических занятий – 2, самостоятельной работы слушателей – 2).

Тема 4.1 Концептуальные основы помощи детям, подвергшимся жестокому обращению.

Тема 4.2 Прогноз последствий и профилактика осложнений.

Модуль 5. Нормативно-правовое обеспечение деятельности специалистов по организации  профилактики жестокого обращения с детьми. Количество часов – 4 (в том числе самостоятельной работы слушателей – 4).

 

Программа направлена на освоение новых профессиональных компетенций: способности к ведению коррекционной работы с детьми, перенесшими жестокое обращение и способности к ведению профилактической работы по предотвращению жестоких форм обращения с детьми.

По всем модулям программы предусмотрено проведение лекционных и практических семинарских занятий, самостоятельной работы слушателей. По модулю «Основы помощи, прогноз и последствия» в качестве промежуточной аттестации предусмотрено проведение зачета в форме круглого стола. Модуль «Нормативно-правовое обеспечение деятельности специалистов по организации  профилактики жестокого обращения с детьми» осваивается слушателями в рамках самостоятельной работы.

 

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Программа рассчитана на взрослое население, от 18 лет. К освоению дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Профилактика жестокого обращения с детьми и несовершеннолетними» допуска­ются лица, имеющие среднее специальное или высшее образование и являющиеся сотрудниками образовательных организаций и учреждений социальной сферы.

Обучение по образовательной программе осуществляется в очно-заочной форме обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Трудоемкость образовательной программы составляет 32 часа. Максимальная учебная нагрузка не более 36 часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося.

Трудоёмкость настоящей образовательной программы включает все виды учебной работы обучающегося (лекции, практические занятия), а также время, отводимое на текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию.

Обучение по образовательной программе ведется на русском языке.

 

3.1 Календарный учебный график

№ п.п.

Наименование учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)

Количество часов

Период обучения/недели

1.

Жесткое обращение с детьми. Формы и причины.

6

1-я неделя обучения

2.

Критерии определения и последствия жесткого обращения.

6

1-я неделя обучения

3.

Психолого-педагогическая диагностика детей, пострадавших от жестокого обращения.

6

2-я неделя обучения

4.

Основы помощи, прогноз и последствия.

6

2-я неделя обучения

5.

Нормативно-правовое обеспечение деятельности специалистов по организации  профилактики жестокого обращения с детьми.

4

3-я неделя обучения

6.

Итоговая аттестация

4

3-я неделя обучения

 

Всего:

32

3 недели обучения

 

3.2 Материально-технические условия реализации ДПП

 

Наименование специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий

Вид занятий

Оборудование, инвентарь, программное обеспечение

Аудитория

 

Лекции, практические занятия

столы, стулья, ноутбук, программа пакета Windows, флипчарт

 

 

 

Федеральные образовательные ресурсы:

  1. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru.
  2. Федеральный центр информационно-образовательный ресурсов http://fcior.edu.ru.
  3. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru.
  4. Естественнонаучный образовательный портал http://en.edu.ru.
  5. Информационно-коммуникационные технологии в образовании http://ict.edu.ru.
  6. Российский портал открытого образования http://openet.edu.ru.

Специализированные сайты:

  1. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет http://katalog.iot.ru
  2. Информационно-аналитический комплекс «Образование России» http://atlas.iot.ru
  3. Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов http://ndce.edu.ru

Электронные библиотеки:

  1. http://knigosite.ru/ – библиотека «Книгосайт».
  2. http://books.google.ru/ – библиотека Google.
  3. http://www.gumer.info/ – гуманитарная библиотека.
  4. http://www.giuvus.ru/ – Гуманитарный Интернет-университет.
  5. http://window.edu.ru/window/library – библиотека единого образовательного сайта России.
  6. http://znanium.com/ - Электронно-библиотечная система

3.3 Учебно-методическое и информационное обеспечение ДПП.

Основная литература:

 

  1. Алексеева Л. С. Жестокое обращение с детьми: его последствия и предотвращение //М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь. – 2016.
  2. Асанова Н.К. Руководство по предупреждению насилия над детьми. - М.: Издательский гуманитарный центр ВЛАДОС, 1997. - 160 с.
  3. Бадонов А. М. Проблемы выявления жестокого //Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. – 2012. – №. 5.
  4. Белов В. Г. и др. Психологические особенности подростков, подвергающихся жестокому обращению в семье //Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2011. – Т. 82. – №. 12.
  5. Болотова Е. Д., Володина Н. В. Защита прав детей и проблемы жестокого обращения с несовершеннолетними в современном российском обществе //Правовая инициатива. – 2013. – №. 6. – С. 15-15.
  6. Доскин В. А. Жестокое обращение с детьми и их здоровье //Российский медицинский журнал. – 2003. – №. 4. – С. 8-8.
  7. Илгамова Э. З. Феномен семейного насилия в отношении детей //Вестник Казанского технологического университета. – 2011. – №. 1.
  8. Ковальчук В. И., Иодковский М. Синдром жестокого обращения с ребенком (СЖО) // Журнал ГрГМУ. 2005. №3 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-zhestokogo-obrascheniya-s-rebenkom-szho (дата обращения: 02.12.2019).
  9. Курзин Л. М., Ефимов А. А., Лазарева Е. Н. Синдром жестокого обращения с ребенком. Судебно-медицинские аспекты //Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. – 2014. – Т. 19. – №. 2.
  10. Лазуренко С. Б. и др. Жестокое обращение с детьми как проблема, требующая междисциплинарного решения //Педиатрическая фармакология. – 2012. – Т. 9. – №. 2.
  11. Лиманская К. А. Теоретические и методологические основы исследования социальной проблемы жестокого обращения с детьми в семье //СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет. – 2005.
  12. Орлова В.Н. Жестокое обращение с детьми как социально-педагогическая проблема // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhestokoe-obraschenie-s-detmi-kak-sotsialno-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 02.12.2019).
  13. Плахотнюк Ю. И. Проблемы определения жестокого обращения с детьми в семье //Вестник Кемеровского государственного университета. – 2014. – Т. 1. – №. 1 (57).
  14. Сизов Д. Г. Ответственность за жестокое обращение с детьми //Директор школы. – 2010. – №. 6. – С. 92-97.
  15. Сланова А. Ю. Жестокое обращение с детьми в семье как социальная проблема //Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. – 2015. – №. 4. – С. 195-197.
  16. Смык Ю. В. Определение понятия «жестокое обращение с детьми в семье»: ценностный контекст //Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015. – №. 6 (159).
  17. Соколова Е. Т. Психотерапия детей, переживших насилие // Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие: Научно-методическое пособие / Под ред. Л.С. Алексеевой. - М., 2000. - 164 с.
  18. Устинова Н. В. Международный опыт профилактики жестокого обращения с новорожденными детьми //Российский педиатрический журнал. – 2013. – №. 1.
  19. Цымбал Е. И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия. – 2007.
  20. Ярская-Смирнова Е. Р., Романов П. В., Антонова Е. П. Домашнее насилие над детьми: стратегии объяснения и противодействия //Социологические исследования. – 2008. – Т. 7. – №. 1.

 

Дополнительная литература:

 

  1. Баранов А. А., Лапин Ю. Е. Государственная политика в области охраны здоровья детей. Вопросы теории и практики. М., 2009.
  2. Основные принципы превенции жестокого обращения с детьми. Информационное письмо Минздрава РФ. РГМУ, кафедра поликлинической педиатрии. М., 2003.
  3. О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад. 2002 год. М.: Министерство труда и социального развития РФ. 2002.
  4. Асанова Н. К. Жестокое обращение с детьми и его возможные последствия. Психологический журнал. 1996; 14 (6): 110-118.
  5. Ильина Г. А. Жестокое обращение с детьми как социальный и психолого-педагогический феномен //Вестник Костромского государственного университета. – 2008. – Т. 14. – №. 3.
  6. Марголина И. А., Козловская Г. В., Проселкова М. Психические нарушения у детей раннего возраста, подвергшихся жестокому обращению //Журнал неврологии и психиатрии им. CC Корсакова. – 2002. – Т. 102. – №. 5. – С. 54-56.
  7. Давыдова Ю. Х. Современное состояние правовых институтов по защите прав несовершеннолетних детей в России //Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. – Т. 7. – №. 6-2.
  8. Девятова О. Е. Семейная депривация и психические расстройства у детей. М.: Барс. 2004.
  9. Дубошеева И. М. Социальная работа по предотвращению насилия в семье. Отечественный журнал социальной работы. 2002; 1: 49-52.
  10. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер. 1999.
  11. Марголина И. А., Козловская Г. В., Проселкова М. Е. Психические расстройства у детей, подвергшихся хроническому внутрисемейному насилию. Психиатрия. 2003; 5: 21-24.

 

3.4 Кадровое обеспечение ДПП

Педагог дополнительного образования должен иметь высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным программам повышения квалификации, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлениям подготовки.

К занятию педагогической деятельностью по дополнительным  программам повышения квалификации допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных программ повышения квалификации, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной программы повышения квалификации определяется работодателем (ч. 4 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

  1. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДПП.

При реализации образовательной программы оценка результатов освоения программы проводится в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Текущий контроль успеваемости осуществляется в ходе изучения тем соответствующих модулей.

Формами промежуточной аттестации является зачет по окончании изучения модуля.

4.1 Текущий контроль успеваемости

Текущий контроль успеваемости проводится с целью получения оперативной информации о качестве усвоения обучающимися учебного материала, управления учебным процессом и совершенствования методики проведения занятий.

Форма текущего контроля – педагогическое наблюдение на занятии.

Критерии оценивания при проведении текущего контроля успеваемости: правильность ответа по содержанию занятия (учитывается количество и характер ошибок при ответе); рациональность использованных приемов и способов решения поставленной учебной задачи (учитывается умение использовать наиболее прогрессивные и эффективные способы достижения цели).

4.2 Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация обучающихся предназначена для определения степени достижения планируемых результатов обучения. Форма промежуточной аттестации – зачет.

4.3     Итоговая аттестация обучающихся

Освоение образовательной программы завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме комплексного экзамена - создания инновационной модели коррекционной деятельности специалиста.

Итоговая аттестация является обязательной; к итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план по образовательной программе.

Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

  1. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ, ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ДПП.

По результатам освоения ДПП выдается Удостоверение о повышении квалификации по программе «Профилактика жестокого обращения с детьми и несовершеннолетними».

5.1 Фонд оценочных средств

Перечень примерных контрольных вопросов для промежуточной аттестации:

  1. Дайте определение понятию жестокого обращения с детьми.
  2. Назовите формы жестокого обращения с детьми.
  3. Назовите причины, приводящие взрослых к жестокому обращению с детьми.
  4. Каковы близкие и отдаленные последствия жестокого обращения.
  5. Что включает в себя психолого-педагогическая диагностика форм обращения с детьми.
  6. Каковы концептуальные основы помощи детям, подвергшимся жестокому обращению.
  7. Прогноз последствий жесткого обращения.
  8. Назовите основы нормативно-правового обеспечения деятельности специалистов по организации профилактики жестокого обращения с детьми.
    • Критерии оценки качества освоения дисциплины

Оценка «отлично». 1. Слушатель выполнил в полном объеме и в установленные строки задания по дисциплине, предусмотренные дополнительной профессиональной программой, демонстрирует глубокое понимание содержания изучаемой дисциплины, самостоятельно проводит сравнительный анализ и оценку, выявляет достоинства и недостатки, аргументировано высказывает собственное мнение, активен в дискуссии и может ее инициировать. 2. Слушатель свободно формулирует основные понятия и определения дисциплины. 3. Слушатель свободно формулирует ответы на все дополнительные вопросы по дисциплине.

Оценка «хорошо». 1. Слушатель выполнил в полном объеме и в установленные строки задания по дисциплине, предусмотренные дополнительной профессиональной программой, демонстрирует понимание содержания изучаемой дисциплины, может самостоятельно провести сравнительный анализ, выявить достоинства и недостатки, высказывает собственное мнение, участвует в дискуссии. 2. Слушатель формулирует основные понятия и определения дисциплины 3. Слушатель формулирует ответы на дополнительные вопросы по дисциплине.

Оценка «удовлетворительно». 1. Слушатель выполнил основные задания по дисциплине, предусмотренные дополнительной профессиональной программой, демонстрирует понимание содержания изучаемой дисциплины. 2. Слушатель формулирует основные понятия и определения дисциплины.

Предусмотрен внутренний мониторинг качества образования: собеседование, круглый стол, создание инновационной модели коррекционной деятельности педагога.

  1. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ.

Гудзовская А.А., кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник Института изучения общественных явлений.

Зотов А.М., главный врач медицинского центра «София», врач-психотерапевт высшей категории, психолог.